Организация питания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ: https://www.adu.by/images/2024/08/27/MR-organizaciya-pitaniya-2024.pdf

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 ФЕВРАЛЯ 2008 г. N 307 «О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»: https://docs.google.com/document/d/1NdtYJYMtplqrTUHX_GlJb8J4zeVvRQLq/edit#heading=h.gjdgxs

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 317 «О НОРМАХ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫХ НОРМАХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»: https://www.adu.by/images/2024/16/Postanov-O-normah-pitaniya-27-04-2013-317.pdf

Оплата 100%Оплата 70%Оплата 80%
Ясли / 12 ч. /4,623,233,70
Сад   / 12 ч. /5,714,004,57
Ясли санаторные      5,974,184,78
Сад санаторный        7,375,165,90

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного;
  •  справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму устанавливается из расчета: завтрак — 30 процентов, обед — 40, полдник — 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка. Оплата производится ежемесячно не позднее 24 числа.


Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных технологом отдела по образованию администрации Октябрьского района г.Витебска и согласованных с Витебским зональным центром гигиены и эпидемиологии.

Меню составляются отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3 до 7 лет.

Примерные двухнедельные рационы (перспективные меню) разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей, установленных Санитарными нормами и правилами к потреблению пищевых веществ и энергии для различных групп населения Республики Беларусь с учетом:

  • норм питания;
  • сезонности (они существуют в 2 вариантах: лето-осень, зима-весна);
  • рекомендуемого объема (массы) блюд, утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста.

При разработке примерных двухнедельных и дневных рационов учитываются основные требования:

  • прием пищи в течение дня организуется через каждые 3,5 — 4 часа;
  • распределение калорийности суточного рациона по отдельным  приемам пищи при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) составляет на завтрак – 20 — 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 — 35%, полдник – 10 — 15%, ужин – 20 — 25%, домашний ужин – 15%;
  • питание воспитанников является щадящим по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;
  • питание воспитанников является щадящим по способам приготовления и предусматривает преимущественно варение, тушение, приготовление на пару, а также запекание;
  • в рационы не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд;
  • колбасы и сосиски вареные используются высшего и первого сортов и не чаще 1 — 2 раза в неделю;
  • используется нежирное мясо: говядина первой категории (мякоть лопатки или тазобедренной части), свинина мясная, цыплята-бройлеры;
  • такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) — 2 — 3 раза в неделю. При этом установленные нормы питания по итогам месяца должны быть выполнены, отклонения допускаются на +/-10% при условии соблюдения норм потребления пищевых веществ и энергии для детей.

В меню-раскладках перечисляются все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход и расход продуктов, используемых для приготовления каждого блюда. При этом указывается расход продукта на одного ребенка и на всех присутствующих детей. Меню-раскладка составляется на следующий день по количеству присутствующих на сегодняшний день с учетом прогноза посещаемости. При изменении количества присутствующих детей в 8.00 следующего дня на 2 и более детей производится перерасчет расхода продуктов. Именно с этим связана наша настоятельная просьба приводить ребенка вовремя, предупреждать воспитателя об опоздании либо отсутствии.

Рекомендуемое меню выходного дня

1 неделя суббота

Завтрак

Суфле творожное  со сметаной  130/10

Какао с молоком сгущенным 200 г

Обед

Суп с бобовыми изделиями  200 г

Котлеты(биточки) мясные 60 г

Овощи тушеные  130 г

Компот из плодов свежих(яблоки, груши и т.д.) 200 г

Хлеб 30 г

Полдник

Сок/нектар  200 г

Фрукт 180 г

Булочка  50 г

Ужин

 Рыба жареная 60 г

Пюре картофельное 150 г

Хлеб  30 г

Чай с сахаром 200 г

1 неделя воскресенье

Завтрак

Яйцо отварное 40 г

Каша молочная(овсяная, пшенная, кукурузная и т.д.)  180 г

Бутерброд с маслом 35 г

Чай с мёдом 200 г

Обед

Салат из овощей  с маслом растительным 60 г

Суп молочный с макаронными изделиями 200 г

Птица отварная /котлеты рубленные из птицы/кнели из птицы 60 г

Картофель отварной 130 г

Кисель из сока яблочного 200 г

Хлеб  30 г

Полдник

Молоко /йогурт/бифидин 200 г

Фрукт  180 г

Кондитерское изделие 20 г

Ужин

Запеканка овощная 200 г

Хлеб 30 г

Чай с сахаром 200 г

2 неделя суббота

Завтрак

Каша молочная(овсяная, пшенная, кукурузная и т.д.)  200 г

Бутерброд с сыром 50 г

Какао с молоком  200 г

Обед

Суп-пюре из картофеля 200 г

Мясо тушеное 60 г

Макаронные изделия отварные 130 г

Компот из свежих плодов(апельсины, мандарины и т.д) 200 г

Хлеб 30 г

Полдник

Сок/нектар  200 г

Фрукт 180 г

Булочка   50 г

Ужин

Ленивые вареники со сметаной 150/10 г

Чай с сахаром 200 г

Бутерброд с повидлом  50  г

2 неделя воскресенье

Завтрак

Яичная кашка  130 г

Бутерброд с маслом  35 г

Чай с молоком 200 г

Обед

Бульон мясной с гренками 200 г

Котлеты из птицы «Оригинальные»/фрикадельки из птицы 60 г

Овощи тушеные 130 г

Сок 200 г

Хлеб 30 г

Полдник

Молоко /йогурт/бифидин 200 г

Фрукт  180 г

Кондитерское изделие 20  г

Ужин

Драники  со сметаной 150/10 г

Чай с лимоном 200 г

Диетическое питание

Если у ребёнка аллергия на некоторые продукты питания, то ему должно быть организовано диетическое питание. По вопросам организации диетического питания необходимо обратиться к руководителю учреждения.

Для получения диетического питания необходимо:

1. Заявление родителя (законного представителя).

2. Справка из детской поликлиники о нуждаемости ребёнка в диетическом питании.

Диетическое питание организуется с момента предоставления выше указанных документов.

КУЛЬТУРА  ПИТАНИЯ

Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому  воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом  возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также  художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора  идет и  на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.

В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).

  • Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
  • У воспитанников  второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
  • Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта,полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
  • Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет)   знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются  полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи,   к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.

Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.

Освоение вышеперечисленных  навыков связано с этическим развитием воспитанников.

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО ПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ,

ОБРАЩАЙТЕСЬ, БУДЕМ РАДЫ ОТВЕТИТЬ.