Часто задаваемые вопросы

 

Итак, что же такое замещающие семьи?

«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Почему детям, нужно воспитываться в замещающих семьях?

Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь.

Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями раз­ных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Кто может быть замещающими родителями?

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ог­раниченных в родительских правах;

— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за не­надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?

На воспитание под опеку, в приёмную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

— дети, родители которых умерли;

— дети, родители которых неизвестны;

— дети, родители которых лишены родительских прав, ограниче­ны в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспо­собными, безвестно отсутствующими;

— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

— дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты на­селения или других аналогичных учреждениях.

Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых: умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребёнка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно от­сутствующими или умершими;

— неизвестны.

Сколько детей можно взять на воспитание?

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—4 ребёнка в случае установления опеки или создания приёмной семьи, 5—8 — в детском доме семейного типа. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

 

Чем отличаются друг от друга формы устройстве ребёнка в семью?

Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усынов­ление, которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребёнок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновление (удочерение) — основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновлёнными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.

Опека — тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребёнка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное де­нежное пособие на содержание подопечного. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).

Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Детский дом семейного типа создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 8 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приёмных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей, предоставляя бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря. Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа, не обязательно иметь педагогическое или медицинское образование, однако необходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и определенный курс обучения.

Приёмная семья — семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до восьми (но на практике не более четырех) детей. Один из родителей принимается на работу отделом «образования на должность приёмного родителя (возможно совмещение должности приёмного родителя с другой работой). Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Поэтому, так же как в случае с родителями-воспитателями, кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха. Однако приёмная семья, в отличие от детского дома семейного типа, государственным учреждением не является.

Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приёмного ребёнка ?

Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в администрацию Октябрьского района г. Витебска или в отдел образования по месту проживания.

Какое медицинское освидетельствование должны пройти лица, желающие взять ребёнка на воспитание?

Кандидаты в усыновители, опекуны, приёмные родители или родители-воспитатели должны пройти медицинское обследование у следующих специалистов: дерматовенеролог, психиатр, нарколог, терапевт, окулист, отоларинголог, освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, анализ крови на КУ. Также необходима справка об отсутствии в семье инфекционных заболеваний.

Каковы должны быть жилищные условия, чтобы принять на воспитание одного или нескольких детей? Предоставляется ли необходимое жилье в случае передачи на воспитание нескольких детей?

На каждого ребёнка в семье должно быть не менее 7 кв. метров жилой площади. Ребёнку обязательно нужна собственная кровать, место для приготовления уроков, хранения личных вещей.

Как правило, местные органы власти не обеспечивают жильем граждан, принимающих на воспитание детей. Исключение составляют только детские дома семейного типа, при создании которых органы власти предоставляют жилье в соответствии с действующими санитар­ными нормами или расширяют имеющееся жилье. Однако следует помнить, что предоставленное жилье является ведомственным и должно быть освобождено после закрытия ДДСТ (если в отношении его не было принято других решений). За родителями-воспитателями сохраняется право на ту жилую площадь, которой они располагали до создания ДДСТ, либо равноценную ей.

Где можно познакомиться с ребёнком?

Лица, получившие от органов опеки и попечительства разрешение на подбор ребёнка, могут познакомиться с ребёнком, находящимся в детском социальном приюте, доме ребёнка, детском доме, школе-интернате. При посещении этих учреждений они должны иметь разрешение отдела образования на знакомство с ребёнком.

Учитывается ли мнение ребёнка при передаче его в новую семью?

Передача ребёнка (детей) в замещающую семью осуществляется с учётом его мнения. Передача в семью ребёнка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

Зачем нужно обучение усыновителей, приёмных родителей и родителей-воспитателей?

Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт вос­питания своих родных детей (который может пригодиться лишь отчасти). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количе­ство ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки.

Цель обучения показать, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам воз­можные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.

Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных сложностях, некоторые из кандидатов пересматривают свое решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обоюдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты после пройденного курса обучения смогли принять обоснованное решение о своих возможностях принять ребёнка на воспитание. Для приёмных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа, для которых воспитание принимаемых детей является, кроме всего прочего, работой, необходимо знать ее особенности.

Как долго дети могут находиться в замещающей семье?

Это зависит от формы устройства ребёнка.

Дети, определённые в детский дом семейного типа, находятся там до достижения совершеннолетия либо до окончания учебы и трудоустройства. При желании родителей-воспитателей — и дольше, однако отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей-воспитателей, воспитанник может быть ими усыновлён.

Продолжительность нахождения детей в приёмной семье зависит от сроков, на которые заключается трудовой договор с приёмны­ми родителями. Обычно в приёмной семье воспитанник живёт до окончания школы. После поступления в ПТУ или ССУЗ он переходит на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будет учиться. По обоюдному желанию приёмного родителя и приёмного ребёнка (с согласия органов опеки) возможны переход приёмной семьи в опекунскую или усыновление (удочерение).

Опека устанавливается до достижения ребёнком возраста 14 лет или до возвращения детей на воспитание родителям. С 14 лет опека переходит в попечительство. В случае если ребёнку дается в установленном законом порядке разрешение на брак до достижения совершеннолетия либо он решением местного исполнительного и распорядительного органа признается эмансипированным, попечительство прекращается, и ребёнок приобретает полную дееспособность.

Что делать, если придётся вернуть приёмного ребёнка?

Если приёмные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребёнка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуютно и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в территориальный социально-педагогический центр или центр социального обслуживания семьи. Если и после оказания помощи ситуация в семье не изменилась, детско — родительские отношения не нормализовались, приёмным родителям необходимо поставить в известность отдел образования, который решит вопрос жизнеустройства ребёнка в установленном порядке.

 

Конечно, мы ответили не на все вопросы, но уверены, что уже многое стало намного понятнее. Да, создание замещающего устройства детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей сложное, но благородное и доброе дело.

Если Вы или Ваши знакомые решили создать замещающую семью, то обращайтесь за информацией о возможностях стать усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем, патронатным воспитателем, можно получить в кабинете 424 отдела по образованию администрации Октябрьского района г.Витебска.

Прием граждан осуществляется каждую пятницу с 11.00 до 20.00 часов (с 13.00 до 14.00 обед)  главным специалистом отдела Галян Ириной Петровной.

Контактный телефон  +375 (212) 37 96 86.